top of page

Следы Холокоста: 7 художественных фильмов

  • Фото автора: VLADA
    VLADA
  • 22 янв. 2021 г.
  • 3 мин. чтения

Обновлено: 5 апр. 2021 г.

Всегда найдется множество людей, готовых излить праведный гнев на тех, кто отступает от «общепризнанных» норм отношения к Холокосту. Общее место — осуждать любые шутки на эту тему. Однако таких шуток множество: «Почему Гитлер покончил жизнь самоубийством? — Потому что получил счет за газ»; «Почему вампиры любят кровь евреев? — Потому что она газированная».



При нужной доле цинизма любой газ может стать веселящим. Приведенные выше шутки — одни из самых популярных, их знает чуть ли не каждый польский школьник. Вместе с тем авторы специфических подборок в Интернете всячески отвергают связь подобного юмора со страданиями реальных людей. Более того, они крайне негативно отзываются о тех, кто отрицает Холокост и отчаянно сопротивляется обвинениям в антисемитизме.



Общество не замечает, как само слово «Холокост» и его образ оторвались от событий прошлого и существуют все более автономно, наделенные неожиданными значениями, обрастая новыми контекстами. «Холокост» теперь не совсем уже тот Холокост, вернее, он давно уже не про память, а про что-то совершенно иное, рядящееся в одежды памяти и благодаря этому приобретающее легитимность.



Холокост представляется ловушкой модернизации, побочным эффектом веры в развитие и улучшение жизни. Технический прогресс стал источником веры в возможность решения любых задач, даже «нечеловеческих». Как рассуждает героиня юмористической повести Стефана Вичецкого «Кафе “Под Миногой”», показывающей жителей оккупированной Варшавы: «Сейчас все, моя дорогая, на газе: готовка — на газе, глажение — на газе, вот и война должна быть на газе. Таковы нынче образование и культура».



Образы Холокоста проникли во многие общественные дискуссии. Обращение к трагедии служит приемом для драматизирующего описания собственной ситуации — или, наоборот, как проявление снобизма. Появление в центрах городов новых жилых кварталов с оградой, охраной и видеонаблюдением наталкивает недовольных урбанистов на параллели с еврейскими гетто, на этот раз для «сытых и богатых». Выражение «вагоны для скота» стало устойчивым для обозначения недовольства уровнем комфорта в поездах железных дорог и авиалиний.



Бывшие концлагеря занимают центральное место в восприятии трагических событий времен войны. Они же чрезвычайно важны для современной культуры. В последние 20 лет по мере осознания глубины участия в Холокосте произошло рефлекторное отстранение от его негативного наследия. В 1999 году музей Освенцим-Бжезинка изменил официальное название на «Место памяти и музей Аушвиц-Биркенау», то есть поменял имя с польского на немецкое. Вслед за этим последовало исправление названия объекта Всемирного наследия с «Концентрационный лагерь Аушвиц» на «Аушвиц-Биркенау. Немецкий нацистский концентрационный лагерь смерти (1940—1945)». Местные гиды до сих пор уделяют большое внимание тому, чьи это были лагеря, кто именно их построил.


Музей Аушвиц-Биркенау стремится стать «нормальным» комфортным европейским музеем. На волне модных тенденций работы с социальными сетями и вовлечением аудитории одной из стратегий его взаимодействия с посетителями стало собирание сделанных во время визита фотографий. Лучшие фото музей публикует на своих страницах в соцсетях. Вместе с тем селфи, сделанные в лагере, каждый раз вызывают бурю эмоций. Они интерпретируются как прямое оскорбление памяти жертв. Вероятно, дело не столько в самих селфи, сколько в отрицании, попытке остановить смену исторических эпох, несогласии с тем, что для молодежи концентрационный лагерь мало отличается от раскрученного туристического места.

Вряд ли те, кому эта тема интересна, узнают что-то новое из фильмов, которые я хочу порекомендовать. Основная задумка данного списка показать Холокост от лица абсолютно разных людей по ту и другую сторону баррикад.


1. Мальчик в полосатой пижаме - 2008







Ужас Холокоста, показанный через историю двух мальчиков, маленьких настолько, что они еще не понимают, что происходит. Фильм является экранизацией романа Джона Бойна.











2. Мешок мрамора - 2017







Этот фильм о братской взаимовыручке и крепости семейных уз на фоне Холокоста. Главные герои - два младших брата. История их приключений является основной фильма, который является экранизацией романа Жозефа Жоффо.








3. Жизнь прекрасна - 1997





Не смотря на то, что фильм о Холокосте, но воспринимаешь его как философию жизни. Ужасная реальность и человек, который изменил ее, пусть не для всех, но для своей семьи точно. Этот фильм - ода любви к жизни, не смотря ни на что. Фильма создан по мотивам книги Сальмони «Я победил Гитлера».








4. Жена смотрителя зоопарка - 2017







Реальная история отважного подвига смотрителей Варшавского зоопарка Яна и Антонины Жабинских, давших убежище и сохранивших жизнь более, чем 300 евреям во время войны.









5. Сын Саула - 2015





Ужас Холокоста глазами зондеркоманды. Саул — еврейский пленный, работа которого сопровождать в недолгий путь узников, которые прибывают в лагерь беспрестанно. Потом зачищать следы их присутствия и ждать новых. Среди тысяч людей, проходящих через газовую камеру, Саул узнает своего сына…







6. Помнить - 2015







Фильм, оставляющий послевкусие, настоящая драма старости, памяти и прошлого. Рассказывать сюжет не имеет смысла, так как сразу пропадёт интрига. Не верь тому, что видишь и слышишь, потому что скоро ты узнаешь Правду.










7. Дело Коллини - 2019







Фильм - попытка покаяния немецких кинематографистов за принятый Бундестагом в 1968 году закон, по которому тысячи германских военных преступников избежали наказания за конкретные, задокументированные изуверства над мирным населением.









Бонус!

Короткометражный фильм под названием «80064» Артура Жмиевского.




Comments


Subscribe the magazine!

Stay tuned.

  • Black Facebook Icon
  • Black Instagram Icon
  • Black YouTube Icon
  • Black Twitter Icon
© Copyright 2016 Alina Starostina
bottom of page